Pkk_avia (pkk_avia) wrote,
Pkk_avia
pkk_avia

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Терминал.

Наверное каждый, кто бывал в международном аэропорту Нью-Йорка им. Дж. Ф. Кеннеди и пользовался переходом от автомобильной стоянки или станции метро (Air Train) к терминалу номер 5, наверняка обратил внимание на хорошо просматриваемое слева здание очень и очень необычной архитектуры. Оказывается, что это один из терминалов аэропорта, однако, по стечению обстоятельств, уже несколько десятков лет из него никто не улетает и не пользуется им при прилёте. Этой весной, также как и многие пассажиры, я переходил по этому переходу и также обратил внимание на это необычное здание. Ниже несколько снимков и небольшой рассказ.





1.


2. Этот терминал, сразу же после постройки, стал не только утилитарным зданием для использования сейчас уже почти забытой авиакомпанией ТWA, но и несомненным шедевром архитектуры, одним из значительных творений выдающегося дизайнера и архитектора Ээро Сааринена.


3. ТWA выдали Сааринену заказ на постройку своего терминала в аэропорту Нью-Йорка (тогда он назывался Айдлуайлд) в 1955 году и целых два года ждали выполнения этого фантастического проекта. И оно того стоило, это, без сомнения был проект здания новой философии, как в архитектуре, так и в сфере обслуживания пассажиров, - настоящие воздушные ворота великого города. Назывался он вполне помпезно «Центр Международных Авиалиний» (англ. The Trans World Airlines Flight Center).


4. В новом терминале были использованы самые передовые идеи в организации пассажирских перевозок для того времени. Здесь чуть ли не впервые в мире начали использоваться телетрапы, информация о рейсах передавалась по громкой связи, здесь появилась первая система видеонаблюдения, кабельное телевидение, багажные карусели, электронное табло с расписанием рейсов, электронные весы на стойках регистрации. Так выглядит терминал TWA со стороны терминала 5, хорошо видны огромные окна здания и массивные изогнутые переходы, которые вели пассажиров к хабам на лётном поле, откуда осуществлялась непосредственно посадка в самолет.


5. Вид на здание и переходы с верхнего этажа терминала номер 5. Сейчас входы в эти переходы закрыты.


6. Так выглядит современное положение терминала TWA на Googlemaps, - хорошо видно, что со стороны лётного поля он отгорожен массивным зданием нового терминала, а со стороны улицы - многоэтажным паркингом и трассой метро.


7. Пешеходного подхода к зданию нет, можно проехать мимо на машине, но большей частью здание загорожено высоким забором из профнастила.


Так что же произошло?
Просто гражданская авиция развивалась очень быстро, также быстро увеличивался и пассажиропоток и здание, законченное постройкой в 1962 году, начало быстро устаревать. Оно уже не обеспечивало быстрой обработки проходящих через него масс пассажиров, а самое главное не отвечало новым правилам безопасности - терминал появился ещё до эры терроризма и захвата заложников — гейты терминала находились возле входа в аэропорт, это создавало трудности при продаже билетов и прохождении предполётного контроля. После банкротства в 2001 году авиакомпании TWA терминал был окончательно закрыт.

8. Так виделось здание на одном из рекламных рисунков 60-х годов. Считается что основной идеей Сааринена был абстрактный символ полёта и терминал получил прозвище «крылатой чайки». Хотя по мне, он больше похож на морское животное типа ската или на инопланетных фантастических существ из самого первого фильма о похождениях Риддика.


9. А вот интерьеры это да, однозначный шедевр, ни одного прямого угла, всё плавно перетекает из одного в другое, нет четких граней и стен, после этого становится понятно, почему Сааринен попросил дополнительный год на разработку проекта. Фотография 1962 года.


В своё время было проведено несколько экскурсий в здание, сохранились несколько подборок фотографий интерьеров в блогах и фликре: здесь и здесь.

Наверное под впечатлением интерьеров именно этого здания Василий Аксёнов так описывал в своём «Острове Крым», аэропорт Симферополя из параллельной реальности:

«Администрация Аэро-Симфи гордилась тем, что отсюда пассажирам не хочется улетать. В самом деле, попадая в бесконечные залы, холлы, гостиные, круглосуточно работающие элегантные магазины и бесчисленные интимные бары, ступая по пружинящим мягким полам, вбирая еле слышную успокаивающую музыку, краем уха слушая очень отчетливую, но очень ненавязчивую речь дикторов, предваряемую мягким, как бы бархатом по бархату, гонгом, вы чувствуете себя в надежных, заботливых и ненавязчивых руках современной гуманистической цивилизации, и вам в самом деле не очень-то хочется улетать в какую-нибудь кошмарную слякотную Москву или в вечно бастующий Париж, где ваш чемодан могут запросто выбросить на улицу. Собственно говоря, можно и не улетать, можно здесь жить неделями, гулять по гигантскому зданию, наблюдать взлеты и посадки, вкусно обедать в различных уютных национальных ресторанчиках, знакомиться с транзитными легкомысленными пассажирами, ночевать в звуконепроницаемых, обдуваемых великолепнейшим воздухом номерах, никуда не ехать, но чувствовать себя тем не менее в атмосфере путешествия.»


М-да, как это совсем не похоже на современные чудовищных размеров «ангары для людей» в которые превратились современные аэропорты. После этого с содроганием вспоминаешь аэропорт к примеру Франкфурта или старый терминал Дельты в том же JFK.

10. Можно только представить на каких автомобилях, подъезжали бы к подобным терминалам пассажиры того времени. На таком вот Buick Century Cruiser 1969 года?


11. Или на GM-X Concept 1963-го?


12. Или на таком вот газотурбинном Astro III.


13. В любом случае, в начале 60-х всё только ещё начиналось и одно перечисление новшеств нового здания занимало полстраницы рекламной публикации.


14. Фотография строительства, судя по всему закончены бетонные работы, скоро начнётся монтаж и отделка. На заднем плане хвосты 707-х боингов TWA.


15. Недавно открытый терминал, пока только с одним переходом и с одним хабом на лётном поле.


16. Кадр из фильма «Поймай меня если сможешь» 2002 года, герои в интерьерах тогда уже закрытого терминала.


17.


Вот такой получился рассказ про необычное здание в довольно таки обычном, пусть и большом аэропорту. Судьба старого терминала TWA неясна, - от полного сноса его пока уберегли, есть проекты по созданию в нём культурного центра, музея или гостиницы. Что будет с этим зданием дальше - покажет время.

18. А пока, я улетаю из терминала номер 5. Эмбрайер 190 несёт меня в Вашингтон, а Нью-Йорк дарит фантастически красивый вечер на взлёте:


19.


20.


21.


22.


23.


24.



Tags: jfk, vintage, мои аэродромы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments