Pkk_avia (pkk_avia) wrote,
Pkk_avia
pkk_avia

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Музей Ростислава Алексеева в Чкаловске.

Правильное название этого музея, - «Музей скоростей», - в соответствии с современной музейной модой его создатели протянули смысловую нить от чисто краеведческой экспозиции, то есть от местных бурлаков и истории Василевской слободки, до неимоверных скоростных экранопланов которые создавал Ростислав Алексеев и той непростой эпохи, в которой жил этот незаурядный человек. Музейная экспозиция расположена в пяти небольших залах на втором этаже дворца культуры имени В.П.Чкалова, краеведческую составляющую я намеренно опускаю и мы сразу перейдём к двум залам где рассказывается о жизни и работе конструктора экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева.





1. Здание ДК имени В.П.Чкалова было построено в 1940 году, его архитектура с выразительным шпилем и барельефами на фасаде очень напоминает решения Северного речного вокзала в Москве. Автор проекта - горьковский архитектор А. А. Яковлев.


2. А вот и первый зал посвящённый Алексееву. К сожалению здесь мы не увидим подлинных узлов и агрегатов экранопланов, однако тут представлена очень интересная коллекция рабочих моделей этих аппаратов, некоторые использовались для аэродинамических, буксирных и бросковых испытаний. На естественный вопрос, - почему музей Алексеева расположен в довольно удалённом от Горького Чкаловске, когда по идее он должен находится на его рабочем месте, на заводе в Сормово, сотрудники музея отвечают, что рядом с Чкаловском, на притоке Волги под названием Троца находилась (и находится до сих пор) испытательная база КБ и аэродром, где Алексеев проводил большую часть своего рабочего времени.


3. Внимательно осмотрим модели. Это, судя по количеству двигателей, набросок будущего «Луня», но без ракетных установок «на спине».


4. Модель для испытаний в аэродинамической трубе, - «Орлёнок» с модифицированным крылом.


5. Попытка отойти от «самолётной» схемы «фюзеляж-крылья» и построить аппарат с полностью несущим корпусом.


6. Уменьшенная модификация «Луня» или увеличенная «Орлёнка»? Даже по этой коллекции видно, что проекты в КБ Алексеева пеклись один за другим, - потрясающая работоспособность в принципе небольшого коллектива, огромная пробивная сила руководителя, который организовывал продвижение и финансирование всех проектных работ и постройки столь сложных и необычных аппаратов. Можно только удивляться авторитету Алексеева и пониманию руководства завода на котором строились эти небесспорные корабли-самолёты с мягко скажем неясным будущим.


7. Макет «Орлёнка» наиболее детализированный и приближенный к оригиналу.


8. На стенах - проекты-проекты.


9.


10. Кроме технической графики здесь можно увидеть и интересные живописные работы - своеобразный «промоушен» той эпохи. Большой морской экраноплан.


11. Экраноплан «Спасатель» на базе «Луня», хорошо видно, как предполагалось использовать этот аппарат.


12. Пенопластовая модель экраноплана с несущим крылом.


13. То что впоследствии стало экранопланом «Акваглайд-Волга».


14. Второй зал - сохранившиеся части интерьера рабочего кабинета Алексеева, его личные вещи. Алексеев был незаурядным человеком, он увлекался горными лыжами и подводным плаванием, управлял разнообразными видами транспорта, вплоть до самолетов и спроектированных им самим судов, участвовал в парусных гонках... Причем, он был не просто яхтсмен, но и привнес в этот вид спорта некоторые технические усовершенствования. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году, нынче носит его имя.


15. На кульмане Алексеева проект нового экраноплана - корабль с несущим и обитаемым крылом, в котором размещены пассажирские кабины и грузовые отсеки, 39 метров длины, размах крыла 42 метра, полная масса 100 тонн. Вместимость 132 пассажира, четыре двигателя Д-36. В этом КБ понимали толк в размерах. Дальность хода с грузом 30 тонн - 2000 километров.


16. Макет для аэродинамических испытаний, на заднем плане стенд с приспособлениями для подводного плавания, принадлежавшими Алексееву.


17.


18. Рабочий стол руководителя - более чем скромно.


19. Макет экраноплана использовавшийся для бросковых испытаний, - об активности его использования можно судить по побитостям и потёртостям.


20.


21.


22. Нехитрая телеметрия 80-х.


23. Инженерная графика, выполненная самим Алексеевым. Эскиз яхты, которую конструктор сам построил и на которой участвовал в соревнованиях.


24. Наброски катера на подводных крыльях.


25. 1947-й год первые наброски экранопланов, хорошо видно, что не всё ещё было тогда понятно конструктору в области аэродинамики, но уже тогда он считал, что за этими аппаратами будущее. Интересно, что в ту пору все решения по созданию скоростных судов вертелись вокруг глиссирующих машин и аппаратов на воздушной подушке. Алексеев пошёл своим путём, в 50-е он начал проектировать, а в 60-е - построил классическую серию скоростных судов на подводных крыльях: «Ракету», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комету». Самой совершенной работой специалистами признан «Метеор». Самым скоростным судном был «Буревестник», оснащенный двумя авиационными турбинами АИ-20. Интересно, что даже блестяще реализованную им идею кораблей на подводных крыльях Алексеев считал тупиковой не соответствующими требованиям эры авиации и космонавтики. Иногда, в шутку подчеркивая свою мысль, он говорил: «Проектирование глиссеров - это задача для троечников, суда на воздушной подушке - это женская забава». Выходит, что настоящей мужской задачей стало для Ростислава Евгеньевича проектирование и постройка экранопланов. Однако есть что-то леонардодавинчьевское в этих ранних эскизах. Да и самого Алексеева вполне можно назвать "человеком эпохи возрождения".


26. Можно сказать что насколько «графичны» технические эскизы Алексеева, настолько «технологичны» его живописные работы. И как понимал этот человек воду, посмотрите как выписана рябь, подсвеченная солнцем. Небольшая цитата из Алексеева «...в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь, цепляясь руками за шершавую, бугорчатую поверхность реки».


27. Принципы работы Алексеева, я специально заснял их на одном из стендов. Интересно, смог бы я сам работать с таким человеком? Положа руку на сердце - наверное вряд-ли.


28. Из сохранившихся до нашего времени экранопланов Алексеева, наиболее доступным является «Орлёнок» установленный в музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России, который находится в Москве в районе «Северное Тушино».


29.


30.


Посмотреть на единственный построенный «Лунь» пока можно только в журнале у Игоря, корабль находится на территории закрытой воинской части.

31. В начале мая 2014 Игорь и Андрей Иванов пролетели над Чкаловском и сделали посадку на заброшенном в то время аэродроме Троца. Несколько фотографий я утащил из альбома Игоря.
Вид сверху на дворец культуры имени В.П.Чкалова, где и находится «Музей скоростей». Видно что в плане здание напоминает самолёт с короткими крыльями. Квадратное здание правее и ниже - мемориальный музей В.П. Чкалова. Оба музея, плюс картинная галерея объединены в единый комплекс, носящий название «Русские крылья».


32. Аэродром «Троца» тогда ещё заброшенный. Этим летом на аэродроме восстановлен забор по периметру, появилась круглосуточная охрана, вырублены заросли по бокам ВПП. Хорошо видно, что полоса предполагалась для использования экранопланами, её ближний торец уходит в воду.


33. «Вжик» Андрея Иванова выполняет проход над полосой.


34. База Алексеева на другом берегу Троцы. Здесь были предприняты попытки наладить производство малых экранопланов, к сожалению неудачные. База находится в рабочем состоянии.


Более подробно о полёте Андрея и Игоря здесь.
Такой вот получился репортаж, хорошо, что есть такие музеи.

Tags: мои музеи, экраноплан
Subscribe

  • Первый из "сотой" серии.

    Полёты исторических боевых самолётов один из самых интересных и притягательных пунктов в программе воздушного шоу, которое ежедневно разыгрывается в…

  • Oshkosh-2015, детали машин.

    Очередной обзор деталей машин сделанный летом в Ошкоше. Просто подборка фотографий с небольшими комментариями. Под снимками на всякий случай пишу…

  • "Алексей Леонов" улетает из Ошкоша.

    В дополнение к прекрасному фоторепортажу МЛ о прибытии американских самолётов группы Bravo-369 летящих по маршруту Алсиба в Анадырь. Одну из этих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Первый из "сотой" серии.

    Полёты исторических боевых самолётов один из самых интересных и притягательных пунктов в программе воздушного шоу, которое ежедневно разыгрывается в…

  • Oshkosh-2015, детали машин.

    Очередной обзор деталей машин сделанный летом в Ошкоше. Просто подборка фотографий с небольшими комментариями. Под снимками на всякий случай пишу…

  • "Алексей Леонов" улетает из Ошкоша.

    В дополнение к прекрасному фоторепортажу МЛ о прибытии американских самолётов группы Bravo-369 летящих по маршруту Алсиба в Анадырь. Одну из этих…