Pkk_avia (pkk_avia) wrote,
Pkk_avia
pkk_avia

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

М-17, война в стратосфере.

Об этом самолёте мы впервые узнали, когда в 1990 году было сообщено о целом букете мировых рекордов, которые были установлены на этой машине. За период с 28 марта по 14 мая было побито 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. В прессе появились первые фотографии М-17, - самолёта необычной для советского советского самолётостроения двухбалочной схемы, тогда же было объявлено, что аппарат разработан в КБ имени В.М. Мясищева. Специалисты и не очень, привыкшие к тому, что у изделий советского авиапрома обязательно должны быть военные корни, пришли к выводу, что рекордный М-17, скорее всего разрабатывался как высотный разведчик, некий аналог американского У-2. В пользу этого утверждения говорили прежде всего крылья огромного размаха, высотность самолёта, подтверждённая мировыми рекордами, да и носовая часть машины с боковыми воздухозаборниками на фотографиях подозрительно походила на таковую на У-2. Двухбалочную схему понимали как нежелание конструкторов строить длинный фюзеляж и возможность повысить мощность двигателя, сократив выхлопной тракт.
И только немногие знали для чего действительно создавался этот самолёт.




В 1967 году В.М.Мясищев возглавил Экспериментальный машиностроительный завод, впоследствии названный его именем. Одной из важных задач, поставленных перед ним, было создание высотного дозвукового самолета.
К этому времени на вооружении армии и ЦРУ США появилось новое средство доставки аппаратуры в воздушное пространство СССР - автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Используя ветры, господствующие на больших высотах над территорией СССР, они пересекали нашу страну с запада на восток. Управляемые по радио, способные изменять по команде высоту полета практически от 0 до 45-50 км, эти воздушные шары могли нести не только аппаратуру, но и широкий спектр взрывчатых веществ, срабатывающих также по команде.
В наше время, когда спутниковые карты местности можно посмотреть на любом компьютере, а на военных работают целые группировки космических разведчиков, подобная малонадёжная и плохо управляемая разведывательная система представляется более чем странной и непонятной. Однако она произвела большое впечатление на руководителей советского государства, - для борьбы с шарами-шпионами выделялись огомные силы и средства. Против высотных аэростатов пытались применять облегчённые до предела перехватчики ПВО, зенитные ракеты, - стоимость ресурсов затрачиваемых на сбитие одного аэростата на порядки превосходила его собственную стоимость. Было ясно, что надо строить специализированный самолёт и такой машиной стал М-17.
Рассказывать о перипетиях конструирования, постройки и испытаний М-17 я не буду, об этом можно почитать на том же airwar.ru
В середине 90-х два из четырёх построенных М-17 оказались в музее ВВС в Монино, а мясищевское КБ в то время уже вовсю занималось испытаниями дальнейшего развития М-17, - самолёта М-55 "Геофизика".
Далее я хочу предложить вам небольшую подборку фотографий из монинского музея, где, как я уже говорил хранятся два оставшихся М-17. Этим летом одна из машин была тщательно восстановлена. В восстановлении принимали участие группа бывших сотрудников ОКБ, волонтерская организация Музея ВВС и несколько действующий работников ЭМЗ (те кто откликнулся на призыв и по личной инициативе оказал помощь в проекте). Был проведён большой объём работ по приведению в порядок красочного слоя, восстановлению утраченных и повреждённых деталей конструкции, установке самолёта на специальные подставки.

1. Когда мы приехали в музей, на М-17 уже вовсю шли работы. Ребята планировали заменить бетонную плиту под носовым колесом самолёта и установить на подставки основные стойки шасси.


2. Для этого приходится приподнять весь самолёт, используются такие вот мощные подъёмники.


3. Подъёмник поменьше, под носовую часть самолёта.


4. Пока идут работы делаю несколько снимков деталей самолёта. В этом обтекателе должна была находиться пушка для уничтожения вражеских аэростатов.


5. Детали выхлопного сопла, на М-17 используется такой же двигатель как и на Ту-144 - РД-36-51В но в безфорсажном варианте.


6. Изящные выхлопные отверстия для вспомогательной силовой установки.


7. Детали стабилизатора.


8. А затем подошёл кран и началась суета.


9. Подсовывание бетонной плиты под носовую стойку. Крановщик оказался просто виртуозом.


10. Посетительница музея с интересом наблюдает за ходом работ.


11. Основные стойки шасси установлены на подставки.


12. Вид на самолёт - немного сверху


13. Можно оценить качкство покрасочных работ, обратите внимание также на прозрачность остекления.


14.


14.1. А так выглядел самолёт перед началом работ, буквально в середине лета.


15. Носовой подъёмник убран, ребята оценивают качество работы.


16.


17. Под вечер открыли один из носовых отсеков, "подышать воздухом Кумертау".


18. Другие группы волонтёров занимаются уборкой лёгкой техники с площадок в ангар. На зиму.


19. Вечер в Монино.


20. И, в качестве бонуса - небольшой фейк. Не удержался, сделал такую вот графику, - уничтожение вражеского аэростата-шпиона в стратосфере. Пусть боятся враги!


Такой получился репортаж, музей преображается на глазах, активно превращаясь из отстойника самолётов, которым он был долгие годы в настоящее музейное пространство, где можно приятно провести время и прикоснуться к истории. Огромная благодарность сотрудникам музея, волонтёрам, всем, кто изо дня в день делает музей и его экспонаты всё лучше и лучше. Спасибо вам.
Tags: Монино, мои музеи, музей
Subscribe

  • Музей Ростислава Алексеева в Чкаловске.

    Правильное название этого музея, - «Музей скоростей», - в соответствии с современной музейной модой его создатели протянули смысловую нить от чисто…

  • Благородный металл 4.

    Шестидесятые годы были интереснейшим временем в истории мировой авиации. Разгорающаяся гонка вооружений, борьба за глобальное господство, освоение…

  • Авианосец Мидуэй, детали машин.

    Небольшая подборка фотографий сделанных на борту музея-авианосца Мидуэй. 1. Штурмовик Grumman A-6A Intruder 151782. 2. 3. Штурмовик,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Музей Ростислава Алексеева в Чкаловске.

    Правильное название этого музея, - «Музей скоростей», - в соответствии с современной музейной модой его создатели протянули смысловую нить от чисто…

  • Благородный металл 4.

    Шестидесятые годы были интереснейшим временем в истории мировой авиации. Разгорающаяся гонка вооружений, борьба за глобальное господство, освоение…

  • Авианосец Мидуэй, детали машин.

    Небольшая подборка фотографий сделанных на борту музея-авианосца Мидуэй. 1. Штурмовик Grumman A-6A Intruder 151782. 2. 3. Штурмовик,…